После грехопадения первых людей в мир вошла смерть, и тогда появилась проблема: что делать с мертвым телом? Бог сказал Адаму: «...Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). На основании этих слов некоторые христиане считают, что умерших нужно хоронить только в землю.
Кремация покойников существует с древних времен и у многих народов считается даже почетным способом погребения. Сжигание трупов применялось у древних ассирийцев, вавилонян, греков и римлян. При раскопках курганов в скандинавских странах на одном уровне раскопок встречаются два способа захоронения: тела и кремированных останков. В Древнем Риме появился обычай хранить кремированные останки в украшенных урнах, в особых местах, которые называют колумбариями. Но примерно с V века нашей эры кремацию в Европе заменили погребением в землю.
Вначале христианская религия считала кремацию языческим способом погребения. Один из апологетов христианства, писатель Минуций Феликс, живший во II веке, отметил: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В 785 г. император Карл Великий издал указ, под страхом смерти запрещающий сжигание трупов, после чего в Европе кремация прекратилась почти на тысячу лет.
Однако кладбища, часто располагавшиеся в местах, где проживали люди, становились причиной распространения заразных болезней. Поэтому, начиная с XVI века, в Европе начали сжигать тела умерших на кострах. Позже были придуманы специальные печи. Первую такую печь сконструировал немецкий инженер Фридрих Сименс в 1872 г., а через четыре года в Милане был построен первый крематорий. В СССР кремация была санкционирована государством в 1918 г.
Сегодня многие христианские церкви считают лучшим способом погребение тела в землю, однако кремацию категорически не запрещают. Так, Русская православная церковь неодобрительно относится кремации, но священникам разрешены все службы по отпеванию умерших перед кремацией. С 1963 г. кремацию разрешила Римско-католическая церковь. «С точки зрения нашей церкви, предпочтительнее хоронить в землю – это традиция, – считает настоятель католического собора в Челябинске Вильгельм Палеш. – Но времена меняются, и Римско-католическая церковь допускает кремацию». Подобное отношение к кремации характерно и для многих протестантских церквей. Иудаизм категорически запрещает кремацию, считая этот обычай оскорбительным. Сжигать тело умершего недопустимо также в исламе.
А что по этому вопросу говорит Библия? Конкретно, как хоронить мертвое тело, не сказано. Мы можем сделать некоторые выводы только по описанию древних захоронений в израильском народе и на основании того, что говорит Священное Писание о нашем теле. В Библии описываются случаи, когда мертвых хоронили в земле или в пещерах. В словах «прах ты, и в прах возвратишься», которые были сказаны первым людям, говорится не о способе погребения, а о том, что после смерти тело превращается в прах.
Разное отношение к кремации зачастую объясняется разным пониманием смерти и предназначения человеческого тела. Вследствие этого возникает боязнь причинить боль или проявить неуважение к телу человека. Но Библия говорит о том, что после смерти, когда дух вышел из человека, тело уже ничего не значит: «…Тело без духа мертво...» (Иак. 2:26).
Обратите внимание на 15-ю главу Первого послания апостола Павла коринфянам. Здесь идет речь о воскресении мертвых и апостол Павел говорит о том, что должно произойти с нашим телом. «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных. Но то скажу вам братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетление» (1 Кор. 15:35-36, 40, 50).
Каким образом тело превратится в прах, в принципе, не имеет большого значения. При любом способе погребения человек после смерти превращается в прах: при погребении в землю этот процесс происходит медленно, при кремации – быстро. Но конечный результат одинаков.
Говоря о кремации, нужно вспомнить христианских мучеников, которые были сожжены на кострах инквизиции. Тела этих людей будут восстановлены Господом для жизни в Царствии Божьем. Священное Писание конкретно говорит, что даже тела тех людей, которые были утоплены в море и съедены рыбами, будут восстановлены: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем...» (Откр. 20:13). Господь может воскресить любое тело и из любого состояния восстановить его к жизни.
Ярые противники кремации часто приводят в пример высказывание апостола Павла, где говорится о бережном отношении к нашему телу: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 3:16-17; 6:19). Но важно отметить, что эти слова относятся к живому человеку, к тому времени, когда в теле еще сохраняется жизнь и присутствие Духа Божия. Действительно, при жизни человек должен беспокоиться о своем теле, чтобы сохранять его здоровым и неповрежденным, не делать того, что разрушает физическое и духовное здоровье. Поэтому нельзя употреблять алкоголь, табак, наркотические средства, вредную пищу и пр. Сохраняйте свое тело в чистоте, потому что в живом теле присутствует дух.
При смерти дух покидает тело, и оно становится мертвым. Слова Христа и Стефана при их смерти говорят нам об этом. «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» ( Луки 23:46). «Господи Иисусе! Прими дух мой», – сказал Стефан перед смертью (Деян. 7:59). Как утверждают медики, по прошествии всего нескольких часов после того, как дух покидает тело, т.е. оно становится мертвым, начинается процесс разложения, превращения мертвого тела в прах.
Обратите внимание, что Библия повествует нам о состоянии мертвого тела: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают… И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5-6). Сознательное мышление умершего прекращается: «Выходит дух его… в тот день исчезают все помышления его» (Псал. 145:4). Мертвое тело не может прославлять Бога: «Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу...» (Псал. 113:25).
Не является ли кремация языческим обычаем? Действительно, мы не находим в Писании такого способа погребения. Но не всё, что мы делаем сегодня, встречается в Священном Писании. Можно привести много примеров того, что делают христиане, а также и языческие народы. Если считать кремацию тела служением мертвым телом Господу или частью нашей веры, тогда, действительно, это язычество. Например, некоторые считают, что сжигание трупа подразумевает специфическую веру в мир неба, куда душа усопшего перемещается с помощью огня, вместо того, чтобы спускаться в подземный мир или пребывать в могиле при захоронении в землю. Есть и другие верования, по которым люди кремируют человека или предают его тело земле.
Но если считать это лишь обрядом и способом захоронения мертвого тела, – тогда это не имеет отношения к язычеству. Наоборот, погребение в землю сегодня часто служит поклонению мертвому телу, а значит, возвращению к язычеству. К сожалению, многие христиане приходят на могилы усопших и совершают там обряды, взятые из язычества. В христианстве практикуется также поклонение «нетленным мощам», что противоречит Библии. Могилы некоторых известных людей, звёзд шоу-бизнеса превращаются в настоящие места поклонения – это тоже язычество.
В Священном Писании часто повторяется повеление избегать контактов с мертвым телом. «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней...» (Числ. 19:11). Иисус Христос сравнил лицемерных людей к гробам, полными всяких нечистот: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты...» (Матф. 23:27).
Чтобы подтвердить свое мнение о том, что нельзя сжигать мертвых, часто приводят выражение из книги пророка Амоса: «Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь» (2:1). Вот как это выражение разъясняется в толковании ветхозаветных книг („The Bible Knowledge Commentary“) под редакцией Платона Харчлаа: «Обвинение, выдвинутое против моавитян, состояло в факте надругательства, некогда совершенного ими над мертвым телом одного из царей Едома. Имелось, очевидно, в виду, что они извлекли его труп из могилы и жгли на огне до тех пор, пока кости не побелели, как известь… Нарушить покой усопшего, ограбить или обесчестить его могилу считалось одним из гнуснейших преступлений. По сей день на уцелевших с древних времен захоронениях находят надписи, грозящие потенциальным преступникам проклятием».
Некоторые считают, что захоронения, описанные в Священном Писании, являются примером для христиан. Но если сравнить традиции погребения в прошлом с сегодняшними похоронными традициями, то мы заметим большую разницу. Например, захоронения в пещерах отличаются от захоронения в гробницах. Для захоронений в пещерах в скалах вырубали коридоры с полками вдоль стен и на эти полки клали тела умерших. Когда от трупа оставался только скелет, кости собирали и складывали в деревянный или каменный сундук (оссуарий, от лат. os/оssis – кость). Можно привести много других примеров. В разных местах существуют разные похоронные традиции, и со временем, на протяжении веков, они очень часто менялись.
Еще раз хочу подчеркнуть, что Господь может воскресить мертвого, независимо от способа его погребения. Кремация не может повредить вечной участи христианина. Но принцип христианства – уважать людей, которые нас окружают. Важно размышлять о том, как будут восприняты наши действия окружающими людьми. Поэтому, если жители той или иной местности придерживаются некоторых традиций, которые не противоречат повелениям Господним, то можно и христианам придерживаться этих традиций. Вот как об этом принципе сказал апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого… Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:23-24, 31-33).
В заключение хочу привести слова Андрея Кураева, диакона Русской православной церкви, относительно кремации, с которыми вполне можно согласиться: «Господь волен воскресить любое тело и из любой стихии. Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель...»